Posted on 17 февраля, 2021 in Новости

10 историй об эндаументах в сфере культуры

Клубы друзей, гала-ужины и просвещение России: лучшие практики создания и применения эндаументов в российских галереях, музеях и театрах.

Эрмитаж: первый музейный эндаумент в России

Первым среди российских музеев в 2011 году зарегистрировал свой эндаумент Эрмитаж. Его основой стал взнос Владимира Потанина — 5 млн долларов. Сейчас средства музея разделены на два целевых капитала, которые находятся в управлении у разных компаний, а их общий объем превышает 650 млн рублей, то есть Эрмитаж обладает одним из крупнейших эндаументов среди музеев страны. Эндаумент — особый целевой капитал некоммерческой организации, сформированный за счет пожертвований. Организация не тратит такой капитал, а инвестирует его и направляет на свои цели доход от инвестиций. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, эндаумент приносит музею несколько сотен тысяч евро в год. Все эти средства идут на приобретение экспонатов, например, за их счет была куплена картина Ансельма Кифера «Аврора» и коллекция флорентийской скульптуры эпохи Ренессанса. Однако, по оценкам господина Пиотровского, чтобы доходы от эндаумента стали играть существенную роль в бюджете музея, его размер должен составить 20–30 млн долларов — это значительно больше, чем есть у музея. Поэтому Эрмитаж продолжает постоянно привлекать финансирование для эндаумента, используя разнообразные каналы: благотворительные вечера, взносы индивидуальных и корпоративных членов Клуба друзей Эрмитажапоиск меценатов и т. д. В работе с эндаументами Эрмитаж служит ориентиром для других российских учреждений культуры, и многие из них применяют подобные практики в собственной деятельности.

Эндаумент Российского фонда культуры: крупнейший в своей сфере.

В эндаументе Российского фонда культуры (РФК) более 2,2 млрд рублей, что делает его крупнейшим целевым капиталом РФ в сфере культуры и вторым среди всех российских эндаументов (больше только у «Сколково»). РФК учредил свой эндаумент в 2017 году, и в него немедленно была внесена основная часть средств — 2 млрд рублей. Сейчас доходы от эндаумента превышают 270 млн рублей в год и направляются на финансирование важнейших культурных проектов. Например, значительная часть средств идет на организацию «Русских сезонов» — программы зарубежных концертов, театральных постановок и балетных спектаклей лучших российских творческих коллективов.

Еврейский музей и центр толерантности: сбор на гала-ужине

У крупного и значимого культурного объекта есть шанс очень быстро наполнить эндаумент, например, Лувр сразу после создания целевого капитала получил пожертвование на 230 млн долларов. В России тоже есть подобные примеры. Еврейский музей и центр толерантности существует на взносы попечителей, но стремится стать самостоятельным. Для этого нужен эндаумент, доходы от которого покрывали бы операционные расходы. В процессе его создания музей добился рекордной для российских культурных учреждений скорости сбора средств, организовав ежегодный благотворительный гала-ужин для бизнесменов, политиков и общественных деятелей. Идея такого гала-ужина пришла и воплотилась буквально за месяц, и на первом же вечере в 2014 году удалось собрать 4,5 млн долларов. Эти деньги внесли Роман Абрамович и еще несколько известных бизнесменов. С тех пор эндаумент вырос примерно до 700 млн рублей.

ТГУ: эндаумент для ботанического сада

Ботанический сад Томского государственного университета — часть культурного наследия региона. Это первый и один из самых крупных ботанических садов за Уралом. Его построили в 1880 году на средства меценатов, и в Томске, где зимой бывает до 40 градусов мороза, появились тропические растения. В 2010 году университет обратился к меценатам, создавая свой эндаумент. Одной из его целей стала реставрация ботанического сада. Полученные от эндаумента доходы были направлены на развитие его открытых территорий: установку беседок и указателей, создание экологической тропы, установку ограды и т. д. К концу 2020 года в университетский эндаумент удалось привлечь 47 млн рублей. Хотя реставрация и развитие ботанического сада до сих пор остается одним из крупнейших проектов, финансируемых за его счет, у целевого капитала ТГУ имеются и другие области применения, например, развитие музеев университета, стипендиальные и образовательные программы.

РАМТ: сила малых дел

Популярный в мире формат поддержки учреждений искусства — «клуб друзей». Например, стать другом Американского театра балета можно, вложив в его эндаумент всего от 100 долларов. Члены клуба ощущают, что поддержали любимое учреждение, а в виде бонуса получают привилегии при покупке билетов, приглашения на мероприятия и т. д. Такую модель привлечения финансирования в целевой капитал выбрал для себя и Российский академический молодежный театр, в 2017 году создавший первый в России театральный эндаумент. Доходы от него идут на новые постановки, гастроли и модернизацию оборудования. Также фонд помогает ставить спектакли нового формата, создавать родительские и детские клубы, чтобы театр становился семейным. Минимальная сумма пожертвования, чтобы вступить в Клуб друзей РАМТ, — всего 3000 рублей. К настоящему моменту театр уже привлек 4 млн рублей.

Третьяковка: скорая помощь для музеев

Даже у Третьяковской галереи — музея-легенды, одного из двадцати самых посещаемых музеев мира — есть проблемы, которые не решить без эндаумента. Первая из них — пополнение коллекции. Галерея должна отражать все этапы развития русского искусства, но в коллекции 1990-х и 2000-х годов есть лакуны: ключевые произведения в частных собраниях, и их нужно выкупать. Вторая проблема — реконструкция малых музеев галереи (семь домов и мастерских московских художников), на которую нет госфинансирования. Пять из них в плохом состоянии и уже не принимают гостей, а вскоре могут прийти в полную негодность. Для решения этих проблем в 2019 году Третьяковка создала два эндаумент-фонда, которые в 2020-м уже принесли первые 6 млн рублей. На эти деньги начата реконструкция малого музея — дома Третьяковых, а также куплено знаковое произведение 1990-х — «Ветка» Андрея Монастырского.

Омский музей Врубеля: выход за пределы экспозиции

Многие современные музеи стремятся выйти за пределы своих выставок, принимая больше ответственности за окружающий мир. Например, борются против глобального потепления, направляя доход от своих эндаументов на сокращение углеродного следа, расхода воды и энергии. По-своему следует мировому тренду и омский музей Врубеля. В 2012 году он запустил несколько новых направлений работы. Они включают не только распространенные среди современных музеев практики вроде внедрения интерактивных решений (аудиогидов, квестов, в перспективе дополненной реальности), но и другие, менее стандартные направления. Например, действует музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» для школьников. Для детей с ментальными нарушениями проводится арт-терапия, и некоторые из них в свои 6–8 лет впервые заговорили именно в зале музея. Наконец, музей помогает дважды в год привозить в Омск шедевры из Эрмитажа. Сначала новые направления финансировали за счет разовых пожертвований, но со временем для этих важных программ понадобился стабильный источник дохода. Поэтому в 2016 году был создан эндаумент, объем которого уже превысил 8,5 млн рублей.

Красноярский художественный музей: инвестиции в строительство

В Красноярском художественном музее имени Сурикова организовали эндаумент, вдохновившись опытом омского музея Врубеля. Но цель у красноярского эндаумента другая: помочь в строительстве музейного квартала. К 2028 году он должен объединить два исторических здания и дать городу современный комплекс, способный проводить яркие культурные события, в частности, привозить в Красноярск проекты Русского музея. Стоимость музейного квартала оценивают в 300 млн рублей — это гораздо больше, чем весь объем средств, накопленный с момента создания эндаумента в 2018 году (5 млн рублей). На строительство этого не хватит, зато доходы от эндаумента помогут музею решить срочные сопутствующие задачи: провести конкурс архитектурных решений, разработать документацию и т. д.

«Гараж»: просвещение России

Музей современного искусства «Гараж» ставит перед собой планы по развитию культуры в России в целом, а целевой капитал размером 86 млн рублей дает возможность их осуществить. Доход от него идет на выставки в России и за рубежом, гранты и мастерские для художников, оцифровку произведений искусства, бесплатную библиотеку по искусству и инклюзивные музейные программы. Глубина проработки настолько высока, что специалисты музея даже ввели новые жесты по искусству в русский жестовый язык для людей с проблемами слуха. Запуск эндаумента в 2018 году ознаменовал для «Гаража» переход от частного учреждения к общественному. Если изначально музей существовал только на деньги нескольких учредителей, то через эндаумент «Гаража» в жизни музея участвуют более 400 крупных, средних и мелких доноров. Сейчас музей самостоятельно оплачивает уже 35% операционных расходов, в том числе благодаря доходам от целевого капитала.

«Культурный капитал 73»: один для всех

Вместо того чтобы создавать несколько отдельных эндаументов в разных учреждениях, в Ульяновской области создали единый — «Культурный капитал 73». Он будет поддерживать проекты, которые сохраняют и развивают культурное наследие области, а также меняют культурную повестку региона. Особенность эндаумента в его универсальности: за счет доходов от целевого капитала можно финансировать всех, кто развивает культуру региона, независимо от их статуса — и деятелей культуры и искусства, и креативных предпринимателей, и одаренных студентов. Это поможет объединить вокруг культуры Ульяновской области всех, кто готов активно участвовать в ее развитии. «Культурный капитал 73» образован менее полугода назад и пока не раскрывает  данные о привлеченном финансировании и реализованных проектах. Но необычная и смелая идея, лежащая в основе эндаумента, позволяет надеяться на превосходные результаты.

Источник: https://fondpotanin.rbc.ru/article